Версия для слабовидящих

Официальный сайт Администрации

 

Новости

«Пройти через все и не сломаться» к 155-летию хутора Соленый

Много лет прошло с тех пор как на нашей земле, на нашей маленькой Родине начались первые поселения. Река Маныч с давних времен притягивала все живое своим изобилеем.В Манычских степях   проживали калмыки, разводили лошадей. Периодически на животных нападал мор. Часть лошадей погибала, часть сами уходили на маныческие грязевые озера и возвращались здоровыми. В один из таких периодов из Богучарского уезда Воронежской области на вольные земли привез свою семью Коростов Кузьма. В то время был мор на лошадей. Лошади почти все пали от болезни. А поскольку Кузьма прибыл в наши края на лошади, прозвали его «Кузьма Конный».

 

Первые шесть хат поставили на берегу балки Солоной, где бил мощный родник. Названа она так, по преданию, потому что здесь останавливались на отдых обозы, направляющиеся из центральных губерний за солью на юг, на соленые озера. Впоследствии, когда новые поселенцы оттесняли калмыков с этих земель, те, уходя, наглухо забили родник войлоком.

     За солью ездили и наши предки, меняли её на всё необходимое, чтобы пережить долгую зиму. Соль на столе для хуторян означала, что в хате   есть её запас и это гарантия относительного благополучия семьи.

Первое упоминание о хуторе Солоном на Маныче областные архивные документы отсылают нас к 1864году. Сами соленовцы считают эту дату годом рождения Верхне и Нижне Соленого. В 1864году в хуторе Верхне-соленый было шесть дворов и двадцать два человека жителей, в хуторе Нижнесоленый десять дворов и тридцать девять жителей. Трудно было обживаться на новых землях, строительных материалов не было. Вспоми- нают хуторяне , как выращивали поросят: помещали их в яме, опуская еду и подбрасывали бурьян для подстилки. Животное подрастало, яма мельчала. Когда подходил срок, его не трудно было достать. Печи топили колючкой. На зиму ставили сразу две скирды: одну – для скота из соломы, другую для топки из колючки. Много позже, завезли уголь, а как им пользоваться– знали понаслышке.

Население в хуторе Верхне-Соленый на 1915год составляло двадцать восемь дворов и сто девяносто четыре жителя, в хуторе Нижне-Соленый всего было шестьдесят два двора и триста двадцать девять жителей. В то время землей владели Багаевские, Заплавские казаков. Солоняне нанимались работать на них и арендовали участки. Самый ближний рынок для наших жителей был в городе Новочеркасске. Собрав излишки продукции : яйца, шерсть, сено, зерно и т.д. они по прямой от Соленого до станицы Багаевской пешком и на лошадях, переправившись через Дон, направлялись на рынок. Продавали результаты своего труда и на вырученные деньги закупали промышленные товары.

Но мирная жизнь солонян была прервана. Россия вступила в полосу кровавых потрясений. Революционные события солоняне понимали плохо. Приходили и уходили то белые, то красные, оставляя людей в тревоге и ожидании. Давно ушедшие из жизни старики оставили своим детям такое воспоминание: «В январе 1919г. белые и красные конники спешились, оставив   лошадей за хутором. Рубились в самом хуторе отчаянно. Утром жители увидели забрызганные кровью побелённые стены хат. Многочис-ленные труппы сложили в одно место – там они пролежали всю зиму. Весной похоронили всех в одной моголе у старой кузницы: и белых и красных – все свои. У всех у них была одна родина – Россия. У Марины Цветаевой есть стихи, о тех событиях.

«Все рядком лежат -

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был - красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был - белый стал:

Смерть побелила..»

     Противостояние белых и красных в стране закончилось победой большевиков. Новому советскому государству требовались средства на восстановление и развитие экономики. Нужен был хлеб как валюта, для внешней торговли. Партия большевиков взяла курс на организацию коллективных хозяйств с обязательным планом сдачи хлеба государству.

       Уже в мирные 20- годы, из Курской области спасаясь от безземелья, нищеты и голода, бежали в наши края несколько семей. Поселились они рядом с хутором Соленым, образовав новый хутор «Прогресс». Солоняне не отказали пришлым поселенцам в земле. Те послали гонца в Москву, и он привез разрешение на пользование землей. Позже, когда стала проводится политика уничтожение бесперспективных деревень, исчез с карты и этот хуторок, «прогресяне» стали «солонянами». Жили как все трудно и бедно. А когда в 1929 году здесь образовался колхоз, прогресяне отдали в общее пользование земельный надел и живность. Работали в колхозе не жалея сил и здоровья. Тогда на территории нынешнего ЗАО Имени Ленина было три колхоза: имени Ворошилова, имени Ленина и еще колхоз Свобода, которые как говорится в архивных документах «Не обслуживались МТС и полевые работы велись в ручную». Здесь выращивали зерновые, разводили коней, имели свои пасеки.

   К началу 1931года колхоз имени Ленина в хуторе Верхне-Соленый объединил 57 крестьянских хозяйств, в начале 1932г. в нем уже состояло 158 хозяйств, а с 1935 года, когда в стране стало развиваться социалистическое соревнование в сельском хозяйстве, появились свои победители. У нас в колхозе создавались бригады из лучших опытных колхозников. На весь район загремели имена Сотниковой, Горгулевой, Рыбальченко. В 1936 году все три колхоза полностью выполнили и перевыполнили обязательства по хлебопоставкам. На праздник, посвященный пятнадцатилетию СКВО и колхозного казачества, из наших колхозов были направлены представители, всего четыре человека.

     22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была прервана вторжением гитлеровских войск на территории Советского Союза. Родной хутор проводил на фронт своих сыновей. Около 300 человек почти все мужское население ушло на фронт.

   Во время оккупации, из города Новочеркасска, Ростова и Таганрога в хутор стали съезжаться бывшие кулаки. Они хотели вновь стать хозяевами в хуторе и вернуть свою собственность, которую забрала у них советская власть. Но этим планам не суждено было сбыться. Сталинградская битва изменила ход войны, началось отступление немецких войск. В Соленом, как и во многих селах района ,староста составил списки комсомольцев, коммунистов, активистов, которых должны были вывести в поселок Веселый для массового расстрела. Очевидцы вспоминают, что староста Мацейко, оттягивал время, не спешил передавать списки немцам. Трагедии не суждено было случиться.

   Из воспоминаний Анастасии Филипповны Лихобаба: «В этот день, когда в наш хутор пришли немцы, за хутором я поила коров. Несколько немцев, подъехали на машине к стаду и стали доить коров, потом зарезали корову и уехали в хутор. Когда я прибежала домой, то наша семья стояла на улице, а немцы уже заносили в хату вещи. В дом они нас не пустили, и мы ночевали в погребе. У нас была корова, немцы каждый день её доили, да еще по 5раз в день. На следующий день немцы вырезали у нас всё хозяйство. Во время пребывания немцев в хуторе, произошел такой случай. По нашей улице шел мальчик. Ему было примерно лет шесть. Один немец заметил его и позвал, а мальчик испугался и побежал. Тогда двое немцев догнали его, привязали к дереву и стали над ним издеваться. Щипцами вырвали зубы, потом отрезали уши, выкололи глаза, и отрезали голову. Нам приказали ничего не трогать. Когда стемнело, мы похоронили тело, но так и не узнали, чей это был ребенок. Наша хата стояла на краю села. Через несколько дней немцы ушли из нашей хаты, в хату расположенную поближе к середине хутора. Ночью, в дверь постучались. Я была сонной встала, не о чем не думая, ни чего не спросив, открыла дверь. На улице стояло трое мужчин. Я испугалась, а они сказали: «Не бойся, хозяйка, мы партизаны. У тебя не найдется чего – ни будь поесть?» Я сказала, что есть молоко каша, хлеба тогда не было. Когда они поели, один из мужчин сказал: « Хозяйка помоги нам. Сходи в хату, где находится штаб и предупреди хозяев, чтобы они завтра пришли к тебе ночевать. А мы этим временем взорвем штаб и сарай с боеприпасами. И еще он сказал, что скоро в хутор прейдут красные. Я ответила, что все сделаю. На следующую ночь мы услышали взрыв, выглянув в окно, увидели, что штаб горел ярким пламенем. Утром немцы собрали всё население хутора и сказали, что если люди не признаются, кто взорвал штаб, то повесят всех детей. Но это им не удалось сделать. По хутору прокатилась весть наша армия уже близко. И немцам видно тоже пришла такая информация, они спешно перерезали оставшуюся живность, и ушли из села. Когда в хутор пришли наши, то они привезли с собой трое пленных немцев и при всех на площади их расстреляли. Оставшиеся в хуторе жители : старики, дети попали под оккупацию. Немцев в хуторе сменили румыны и итальянцы, которые бесчинствовали еще больше». Те зверства, которые творили в нашем хуторе фашисты, терпел весь советский народ. Такое забыть невозможно.

   Из воспоминаний Заичко Петра Андреевича: « В наш хутор немцы пришли 22 июня 1942года. В хуторе они пробыли всего два дня, затем они пошли дальше, а здесь осталось несколько человек. В 1943 году в январе, со стороны хутора Калиновки было осуществлено наступление Красной Армии». Хуторяне вспоминают, что серьёзных боев у нас в хуторе не было, так как немцы спешно отступали через наш хутор к Манычу в сторону Конзовода ныне   поселок Средний Маныч, где осуществлялась переправа. Хутор освобождала 244 Гвардейская, краснознаменная стрелковая дивизия. Ветераны дивизии вспоминают: «Помнится, мы подошли, а хутор будто разделяет небольшая балка, немцы нас обстреляли, мы залегли. Потом наши минометы и орудия открыли огонь, пошли в наступление. Помню, что полевая кухня приготовила обед, и мы почти ничего ни ели - плохая вода».

       Постепенно после ухода немцев стали восстанавливать хозяйство, возвращали из эвакуации угнанную технику, скот. В феврале 1943года после освобождения Ростовской области возобновил свою работу колхоз имени Ленина в хуторе Верхне -Соленом, колхоз Свобода в хуторе Нижне-Соленом , хутор Цугейкин, Прогресс, Малая Балабинка. Восстановление хозяйства началось сразу после освобождения хутора. Районный архив позволяет нам узнать, какие приходилось решить вопросы, на самом первом этапе возрождения.

Из протоколов заседаний правления колхоза:

23.02.1943г. –«Взять кредит в Веселовском Госбанке в сумме 30тыс. рублей для приобретения инвентаря и контрактация скота.

23.03.1943г.- «Обязать бригадиров использовать коров на посевной»

                     - « Избрать комиссию по сбору теплых вещей для фронта»

11.05.1943г.- «Обязать провести контрактацию поросят и цыплят у колхозников так, чтобы довести свиней до 50 голов, а птицы до 700 штук». Так закладывалась материальная база колхоза.

20.09.1943г.- «Организовать бригаду для ремонта домов, в первую очередь семьям красноармейцев»

                 -«Поручить Марченко выехать на заготовку камыша для крыш».

В сентябре 1943г. жителей обязывают раскупать денежно-вещевые лотереи, средства от которой шли в Фонд обороны. В феврале 1944г. принимается обязательство дать на постройку самолета 35 тыс. рублей и четыре центнера мясом. Собирать средства на танковую колонну, кроме этого ежегодный налог Государству: 30 кг шерсти, 300 штук яиц, 40 кг мяса, кожи.

Вспоминала Галушкина Валентина: «Страшно было работать ночью, когда впереди тракторов шел подросток, освещая путь фонарем: того и гляди – запутается в траве и попадет под железные колеса. А сзади на прицепе такой же мальчишка может свалиться от усталости под плуг, да и волков в степи боялись. Тягловой силы было мало, и правление колхоза обязывает использовать на полевых работах личных коров. А для поощрения выдавать хозяевам коров, по 130г. зерна за тонно-километр».

   Война продолжалась, и до ее конца было еще далеко. Страна требовала от людей новых усилий.   Калюжная Пелагея Савельевна вспоминала: « На женщин, стариков и детей легла вся работа. На работу вставали с зарей. Чтобы не было жарко быкам. В хозяйстве было два трактора: Дизель и СТЗ. Девушки трактористки в холодные ночи замерзали, работая в поле, а в жаркие дни металл раскалялся на солнце. В свободное от работы время женщины вязали для бойцов Красной Армии теплые вещи».

Вспоминала Воскобоева Мария Федоровна: « Работали без выходных, а за просчеты из заработка вычитали штрафы. Заработок выдавали 1 раз в год на трудодни».

       И вот она, цена Победы. Из ушедших на войну домой вернулось 150 человек, не вернулись к родным очагам, погибли и пропали без вести, умерли от ран- 234 человека. Их имена занесены в Книгу Памяти Веселовского района. Всем им Вечная Память и Вечная Слава!

В послевоенные годы происходили большие перемены. Наша земля находится в зоне рискованного земледелия. Каждые два года из пяти донская земля подвергалась воздействию пыльных бурь, засухе. Все это не позволяло получать хороший урожай. Правительство принимает программу по орошению наших земель. С введением в строй Цимлянского гидроузла началось строительство Багаевско- Садковской сети каналов. Для рабочей бригады строителей создали РДВС ( РОСТОВДОН ВОД СТРОЙ). Он создавался на пустыре рядом с Центральной улицей хутора Верхне-Соленый. Первые дома были небольшие, кирпичные. Позже заложили домики финского типа, восьми квартирные дома и дополнительно были построены три общежития. Так в 50-х и 70-х годах возросла численность населения Соленого.

На нашу землю пришла вода, а рабочих рук не хватало. На государствен-ном уровне принимается решение о переселении людей в районы орошаемого земледелия с территорий с недостаточною занятостью населения. При совете Министерство СССР и РСФСР, при областных и районных Советах в 1951году создаются переселенческие отделы, которые приступили к организации переселенческой политики. Районный Совет и партийный комитет принимают Постановление о приеме переселенце в колхозах орошаемого земледелия из Украинской ССР. Разрабатывается ряд льгот для приезжих:

   - с переселенцев списывают государственные долги.

   - они освобождаются от уплаты налогов 2года.

   - выделяются единовременные пособия.

   -нуждающимся выдаются кредиты на строительство домов по 10    тыс. руб., на ремонт домов 3тыс.руб, сроком на 8 лет.

   - выделяются приусадебные участки и т.д.

     Из архивной газеты «Светлый путь» 1969 года: «На колхозном дворе появились десятки новых тракторов, комбайнов, автомобилей. На производство и в дома хуторян пришло электричество. Коллектив нашего колхоза носящего имя Ленина осознавал ту большую ответственность, которая лежала на них в деле улучшения культуры села, быта людей. И в этом направлении сделано было немало. На центральной усадьбе построили дом для правления колхоза, кафе, гостиницу, клуб, больницу магазин, здание аптеки, сельсовет, почту. На Центральной улице настланы асфальтированные пешеходные дорожки, проложено асфальтированное шоссе. Труженики хозяйства делали все, чтобы порадовать Родину новыми успехами». Хутор Соленый. Его не увидишь на карте мира, но он так много значит для нас. Мы здесь живем, трудимся, справляем свадьбы, держим на руках своих первенцев, затем ведем их за руку в школу, а там внуки, правнуки. Такова жизнь. Проходят годы, десятилетия, мы с вами делаем историю своей малой Родины. И как приятно, что в истории нашего хутора, его становления, развития, его главное богатство – люди. Каждый из нас своей жизнью здесь, вносит в летопись хутора свои строки или страницы. Пусть будут счастливы все люди, отцы, детишки, старики. Мы были, есть, и вечно будем, родные наши земляки.

2200526 1

2200526 2

 

 

2200526 4

2200526 5

2200526 3

На один уровень выше